Published by: 0

Порой некоторые виды бизнеса кажутся достаточно простыми и легкими в организации, но и начальные исследования интересующего рынка показывают, что ко всему нужно отнестись достаточно серьезно, даже если речь идет об обыкно­венной прачечной. Нередко идея открыть собственную химчистку или прачечную возникает у наших предпринимателей после поездки за границу, в частности в Европу, где то и дело сталкиваешься с людьми, несущими вещи из чистки, а на каждом квартале наряду с бутиками и ресторанами расположилось множество химчисток и прачечных. И, конечно же, возникает логическое заключение, что раз это работает так успешно здесь, то, почему бы не заняться этим бизнесом и в Украине? Однако, некоторые западные схемы бизнеса, в силу отличающегося менталитета населения нашей страны, могут не сработать в той мере, на какую вы могли рассчитывать. Иными словами, все нужно «примерять» на наши условия и нашего потребителя.

Как работает ЭТО у них? Сразу отметим, что лидером по оказанию услуг химчистки и прачечной в Европе является Италия, как, впрочем, и лидером по производству оборудования для этой сферы.

Квартальная химчистка. Перечень предлагаемых услуг может ограничиваться только экспресс химчисткой текстильных изделий. При этом, пятна выводиться не будут, да и в чистку вещи, с символикой на маркировке «стирка или аквачистка» у вас могут не принять. Причина не в нежелании работать, а в ограниченности размеров помещения, в котором можно разместить лишь минимум необходимого оборудования. Бизнес этот, в основном, семейный, в котором задействовано от 2 до 5 человек. Наемные работники в химчистке — большая редкость. И, не смотря на такие ограничения, клиентов у квартальных химчисток достаточно. Все дело в том, что рядовой европеец прибегает к услугам химчистки от 4 до 10 раз в месяц. И причиной похода в химчистку является не наличие пятна на изделии, а уровень достатка и культуры. Проблем у владельцев химчистки с обработкой изделий тоже особо не возникает, поскольку вещи сдаются практически чистые, не требующие предварительной тщательной зачистки и выведения пятен, а также очень высокого качества с точки зрения материала и пошива.

Прачечная, оказывающая услуги стирки мужских сорочек. Этот вид услуг в Европе крайне редко оказывается вместе с услугами химчистки или обыкновенной прачечной. Обычно это отдельный вид деятельности, в котором также задействовано несколько человек и который требует специализированного оборудования. Кроме стиральных и сушильных машин, здесь используется и автоматизированная линия по глажению, складыванию и упаковке сорочек.

Появление этого вида услуг — это реакция на общепринятые правила этикета в одежде европейских и американских служащих, не одевать одну и ту же сорочку дважды. Любой преуспевающий служащий, а также тот, кто стремится сделать карьеру, не только строго придерживается этих правил, но и старается приобретать сорочки известных марок. И вряд ли, у кого-либо возникнет желание поэкспериментировать со стиркой и глажением таких изделий в домашних условиях. К тому же, эта категория клиентов оценивает время, отведенное для работы как возможность заработка дополнительных средств, которые не сравнимы с возможностью сэкономить на услугах стирки собственных сорочек.

Прачечная самообслуживания. Этот вид услуг можно встретить, действительно практически в каждом квартале как в Европе, так и в Америке. И причиной тому, прежде всего, опять же — традиции и уклад жизни. В отличие от нас, европейцы и американцы легко меняют место жительства, зачастую не имея собственного жилья и такого имущества, как мебель и бытовая техника. Кроме того, нередки случаи, когда владельцы арендуемого жилья ставят в условие не приобретать и не устанавливать стиральную машину, в целях экономии энергоресурсов. Таким образом, прачечная самообслуживания становится решением этих бытовых проблем. За несколько часов, белье можно постирать, посушить и даже погладить, заплатив н-ую сумму, не задумываясь о том, где приобрести стиральный порошок и с какой суммой придет счет в конце месяца за воду и электроэнергию.

Из персонала в прачечной самообслуживания должен постоянно находиться человек, контролирующий правильность обращения с техникой и умеющий устранить мелкие неполадки оборудования.

Химчистка-лаборатория. Такая химчистка находится, как правило, за пределами города либо в его промышленных районах. Это обусловлено не­обходимостью в больших промышленных площадях и требованиях экологических и санитарных инстанций. Здесь производится чистка тех изделий, которые не могут быть обработаны в условиях квартальной химчистки: акваобработка одеял, подушек, пуховиков, чистка и крашение кожаных изделий, чистка ковров и др. Индивидуальные клиенты сюда не приезжают. Посредником между клиентом и химчисткой-лабораторией выступает квартальная химчистка, принимая и отвозя изделия в обработку, закладывая в стоимость услуги свой процент.

Химчистки-лаборатории предполагают большой парк всевозможного оборудования и наличие наемных работников, поскольку приходится обра­батывать более 1000 единиц в день.

Промышленная прачечная. Такой вид деятельности, в отличие от вышеописанных, не может быть отнесен к среднему, а тем более к малому бизнесу. Объем обрабатываемого белья исчисляется не килограммами, а тоннами и десятками тонн в смену. Основными клиентами таких прачечных являются крупные медицинские учреждения, гостиницы, дома престарелых, санатории, рестораны и др. Число обслуживающего персонала может насчитывать, как несколько десятков, так и несколько сотен человек. Среди них нередко можно встретить мужчин в качестве операторов стиральных машин или гладильщиков, поскольку труд этот не из легких и требует немалых физических затрат.

Как ЭТО работает у нас? Или особенности национальной химчистки. Если говорить о том, что было описано выше, то смело можно сказать, что у нас ЭТО не работает, или, работает, но с национальными особенностями.

Прежде всего, наш потребитель привык к тому, что «химчистка» оказывает весь спектр услуг: химчистка, крашение текстильных и кожаных изделий, стирка постельного белья, ремонт одежды, чистка ковров и чистка пухо-перовых изделий. Отсутствие одной из услуг этого перечня может вызвать недоумение у клиента, а порой и требование в ее организации. Причиной тому, еще не так давно существовавшие Дома Быта, придя, в который можно было решить множество бытовых проблем. Для удержания клиентов, многие хим­чистки пытаются расширить ассортимент услуг, даже при минимальной и нулевой прибыли. Увы, для нашего потребителя химчистка и прачечная — неразделимые понятия. Однако из любой ситуации можно найти выход. Открывающиеся в Украине «квартальные» химчистки, не отказывают клиентам в приеме всего перечня изделий, обрабатывая самостоятельно при этом лишь только то, что под силу самим, и отвозя остальной ассортимент в те химчистки, которые могут это сделать качественно.

Что должен знать и к чему должен быть готов предприниматель, решивший открыть химчистку? Рекомендуется приобретать оборудование в Украине, но только у официальных представителей заводов-производителей. Выбирая поставщика, следует обращать внимание на его профессионализм, количество и качество проведенных установок в Украине. Не стесняйтесь попросить перечень клиентов и телефоны для общения с ними. По возможности посетите  кого-либо из них, чтобы посмотреть на оборудование в работе и получить ответы на интересующие .вас вопросы. Основным вопросами должны быть: «в полном ли объеме были выполнены договорные обязательства со стороны поставщика на момент поставки оборудования в химчистку?», «как повел себя поставщик в случае с поломкой оборудования, если таковое имело место? Как быстро и была ли оказана техническая поддержка в разрешении проблемы?», «по истече­нии пройденного времени и по ходу работы можно ли оценить насколько объективно и правильно был предложен перечень и комплектация обору­дования со стороны продавца?», «если в будущем понадобится дополнительное оборудование, будет ли клиент покупать его у того же поставщика?».

Немаловажным показателем компетентности продавца оборудования является наличие у него собственной химчистки и прачечной. Помните, что только тот, кто ежедневно связан с производственным процессом, может помочь вам в полном объеме в реализации, как простых, так и сложных проектов, показать на собственном примере, почему следует выбрать то или иное оборудование и научить работать на базе своего предприятия.

Особенности поведения клиентов. Начнем с того, что большинство наших клиентов, обращаются в химчистку в самом крайнем случае: когда пятно не вывело ни одно из рекламируемых по телевизору средств, когда уже стыдно оправдываться, что «это только что, прямо в маршрутке чем-то меня задели», когда дубленка не помещается в бытовую стиральную машину загрузкой в 3,5 кг и когда слой грязи и степень выгора изменили до неузнаваемости изначальный цвет вещи. При этом, клиент не просит сделать хоть что-нибудь, понимая, что шансов вернуть былое состояние изделию практически нет, а небрежно отдает распоряжение его «освежить» или «обновить».

Обращаясь в химчистку, клиент, преподносит свой визит как большое одолжение предприятию химчистки, совершенно не задумываясь о том, что в этой услуге нуждается, прежде всего, он сам, дабы выглядеть чистым и опрятным. Ну и соответственно, можно предположить и запросы к результату чистки и нескончаемый ряд претензий. Конечно же — это худший вариант клиентуры, но и к этому нужно быть готовым чтобы впоследствии не было неприятных сюрпризов.

Отказаться совсем от сложных случаев не получится, потому, как можно остаться без работы вообще. Практически каждое третье изделие, сдаваемое в химчистку (в Украине) является «сложным». И сложность заключается не в некомпетентности украинских технологов, отсутствия специализированного оборудования и препаратов, а в самих изделиях. Прежде всего — это изначально низкое качество одежды, изготовленное вопреки всем технологическим нормам, несочетаемость комбинируемых материалов, нестойкость использованного красителя и недостоверная маркировка с рекомендациями по уходу за изделием. К сожалению, именно в такую одежду обличена большая часть нашего населения. Цена на эти изделия относительно невелика, поэтому, узнав о стоимости услуги чистки, которая может составить 50% от суммы самой вещи, владелец ожидает результата из области фантастики. А ведь, чудес, как известно, не бывает.

Еще один подводный камень, о котором нужно знать — вещи-подделки известных марок, за которые потребитель заплатил, как за настоящую, а качество все то же, кустарное. Объяснять и доказывать клиенту, что его попросту обманули — дело неблагодарное: во-первых, не поверит и упрекнет непрофессионализмом, а во-вторых, навсегда обидится и выберет другую химчистку.

Прачечная самообслуживания – хорошо забытый старый и вновь возрождающийся вид услуг, однако с некоторыми нюансами. В советские времена, услугами прачечных самообслуживания пользовались практически все, в основном за неимением стиральных машин, отсутствием площади для сушки белья, а также из-за сложности глажения утюгом простыней и пододеяльников. Сегодня этой услугой пользуются по той же причине, только отнюдь не все. Основными потребителями этой услуги являются жители студенческих и семейных общежитий, а также те, у кого нет возможности приобрести стиральную машину.

Что должен знать и к чему должен быть готов предприниматель, решивший открыть прачечную самообслуживания? В отличие от западных клиентов, которые беспрекословно следуют рекомендациям и предостережениям по пользованию оборудованием, наши посетители пытаются улучить момент, чтобы сделать все по-своему, несмотря на то, что это строго запрещено. Пере­груз стиральной или сушильной машины, выбор программы стирки не по инструкции, а «методом тыка» – являются основными причинами преждев­ременного выхода из строя оборудования.